Шапка

Шапка
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ! При выборе педагога по вокалу интересуетесь ли Вы тем, как поют его ученики? Ведь если Вас не устраивает то, как поют ученики педагога, то нет никаких шансов, что Вам удастся избежать их участи!!! И ЭТО ИСТИНА!


HTML

РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ КАКОГО РЕЗУЛЬТАТА
ВЫ ГОТОВЫ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ, СИЛЫ И ДЕНЬГИ?


Можно ли научиться петь по книжкам?

ЗНАНИЕ НЕ РАВНО УМЕНИЮ.
ОБЪЯСНИТЬ НЕ ЗНАЧИТ НАУЧИТЬ!

  Если вскрыть черепную коробку, можно ли там разглядеть человека? 
Если заглянуть в глотку человеку, можно ли так распознать его голос?

Что нам хотят донести авторы заумных статей о строении человеческого голосового аппарата, о том как "правильно" петь, и как из них понять в чем причина такой разницы в голосах Лучано Паворотти и Николая Баскова, Уитней Хьюстон и Кристины Орбакайте?..
  
   Вокал - самая субъективная из всех наук. Ее невозможно формализовать в точных рецептах, поддающихся измерению. Даже в кулинарии вам точно скажут чего и сколько нужно отвесить и смешать чтобы получить желаемое блюдо. В том что касается вокала, абсолютно все полагаются на свои собственные (и в большинстве случаев не верные) суждения. И все разговоры и процесс обучения сводится к тому, что нужно поставить дыхание, подключить резонаторы, сформировать певческую позицию и т.д. Но все это похоже на то, как если бы Вам рассказали как сделать яблочный пирог: взять яблоки, муку соль и т.д. и все смешать а затем запечь. Уверен, что с таким рецептом в ста процентов случаев пирог есть будет нельзя!

  Именно поэтому статьи, вроде тех что я привожу ниже, я считаю бесполезными. Если Вы прмдерживаетесь другого мнения, поделитесь своими успехами после их прочтения!)))

Бесполезные статьи о вокале:

 

 Пойте, как говорите! Или говорите, как поете!



…для того, чтобы замечательно петь, надо научиться правильно и выразительно говорить! 
 
       Подготавливая очередную статью по эстрадному вокалу, я, как обычно, сталкиваюсь с большой проблемой. Первое, что меня беспокоит – занятия вокалом, т.е. весь процесс обучения певческому мастерству, построен исключительно на физических ощущениях и, в связи с этим, выработке правильной работы голосового и дыхательного аппаратов. Передать эти ощущения хоть как-то в письменном виде, тем более что у каждого человека (ученика), имеются свои индивидуальные особенности, задача практически невыполнимая… Ведь то что полезно одному, может быть вредно другому. В связи с этим, перед тем как приступать к освоению урока хотелось бы заострить внимание читателей на том, что любой материал по вокалу - из книг (сейчас выходит очень много популярных пособий) и тем более из статей журналов имеет самый общий, скорее обзорно-публицистический характер. Это надо всегда помнить, так как не имея опытного педагога, контролирующего процесс, можно легко сбиться с пути, выработать неправильные навыки и не только не улучшить голос, но наоборот повредить его.

    Теперь, после такого не совсем оптимистического начала, можно переходить к изложению конкретного материала данного урока. И я надеюсь, что освоение нижеизложенных принципов, при соблюдении рекомендаций, принесет реальную пользу всем, кого интересует тема эстрадного вокала.

   Существует ряд вокальных методик постановки голоса, его развития и совершенствования. Сегодня я предлагаю ознакомиться со все более популярной в последнее время школой пения, основанной на речевой позиции, - «пойте, как говорите». В общих чертах суть метода – выработка навыков правильной («певческой») разговорной речи.
На первый взгляд может сложиться мнение, что это довольно просто (ведь все умеют говорить), однако при более глубоком изучении понимаешь, что для освоения данной техники требуется немалый труд и терпение, т.е. пословица «без труда не выловить рыбку из пруда» остается актуальной.
   И правда, если повнимательнее прислушаться к нашей обычной речи, зачастую небрежной или гнусавой, у кого то гортанной и сипло-хрипловатой, то сразу становится понятна широта проблем. Хорошего пения из этой «звуковой субстанции» не получить, как нельзя построить здание из некачественного материала.
   Ни для кого ни секрет, что вокальное исполнительство, это прежде всего произношение слова, и в пении должно быть все так же естественно, как в речи. Что такое пение? По сути это та же речь, только продленная за счет большей длительности гласных. То есть пение это не что иное как продленная речь. И действительно, если вы прочтете строчку из любого стихотворения, увеличивая по длительности некоторые гласные (таким образом выделяя), то заметите определенную напевность, а если вы прочтете эту же строчку на какую-либо мелодию (проинтонируете), то получите самую настоящую вокальную партию.
Таким образом, неудобная, глубокая, гортанная манера говорить, не редко приводит к занижению интонации и вокальной позиции звука при пении. Так знаменитый бас Джером Хайнс признался, что «мой разговорный голос выводит из строя мой же певческий голос еще до начала пения». То есть (для большинства людей) разговорная речь входит в конфликт с певческой. Поэтому стирание грани между певческой и разговорной техникой звукообразования для вокалиста является наиважнейшей задачей. И в этом и состоит цель данной методики. Если вы общались с профессиональными певцами, то наверняка обращали внимание на то, как красив, звучен и насыщен обертонами их разговорный голос.  

   Поэтому для того, чтобы замечательно петь, надо научиться правильно и выразительно говорить!

   Как показывает практика, получается довольно организованное произношение текста, с более четкими согласными и более близкими по звучанию гласными. А это одна из часто встречающихся проблем, причем, не только у начинающих исполнителей. Если не уделять должное внимание дикции, то с годами вырабатывается вялая артикуляция, буквы проглатываются и речь становиться невнятной. Конечно же с такой манерой говорить хорошо не запоешь, т.к. все это будет походить на «свадебно-застольное» распевание. А когда очередь дойдет до высоких по звучанию нот, то все это может приобрести и вовсе плачевный вид. Очень многие при пении как бы «тянуться» за верхними нотами, при этом задирая голову вверх и «придавливают» нижние, опуская голову вниз. Все это сопровождается неприятными ощущениями и быстрой утомляемостью голосового аппарата. Причина всех бед – не правильное голосообразование и излишние мускульные усилия. Основная идея методики «пойте, как говорите» – научиться произносить слова на любых высотных отрезках вашего диапазона (низком, среднем, высоком) в речевой позиции.
    Главное условие – речевой голос должен звучать свободно и чисто. Свою работу вы можете начать с речевых упражнений. Попробуйте отработать на умеренной громкости и в удобном для вас участке диапазона (в центре) в речевой позиции гласные, согласные, затем слоги и слова.

   Упражнение 1
   Произношение (пропевание) гласных И – Э - А - О - У - Ы – выполняется на одном дыхании и непрерывным звуком. При произношении всех гласных, голос должен опираться в одну и ту же точку, т.е. не меняйте место произношения. При смене букв гортань не движется. Они словно бусинки нанизываются на тонкую нить выдыхаемого воздуха.
   
   Упражнение 2
Г Б Д И – К П Т И
Г Б Д Э - К П Т Э
Г Б Д А - К П Т А
и т.д. Здесь как и в предыдущем задании очень важно крайне близкое произношение букв. Избегайте привычный глухой, гортанный звук и нарабатывайте «губной». По мере усвоения упражнения, темп можно увеличивать.

   Упражнение 3
Б Р А – Б Р Э – Б Р И – Б Р О – Б Р У
Ч Р А – Ч Р Э –Ч Р И – Ч Р О – Ч РУ
Ц Р А – Ц Р Э – Ц Р И – Ц Р О – Ц Р У
и т.д. Первые согласные можете менять по алфавиту. Фраза из пяти слогов произносится также на одном дыхании. Необходимые условия как и в первых упражнениях.

   Упражнение 4
    Если вы справились с предыдущим заданием, попробуйте продекламировать стихи ровным, близким и удобным для вас звуком. Для примера возьмем строчку стихотворения «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом».
Постарайтесь в начале просто на одной ноте продлить гласные:
б – Е - л – Е Е – т п – А – р –У – с - О – д – И – н – О – к – И –й и т.д.
Данная продленная речь есть некий каркас вокальной партии и его надо хорошо проработать. Пользу от этого упражнения трудно переоценить. При фонировании стихов звук не должен уходить в глубь гортани, как у многих при обычной речи. То есть он должен быть близким, не дальше зубов и кончика языка. Образуйте слова так близко, словно оно по ощущению «впереди языка».
    Постарайтесь терпеливо отработать все нюансы и проанализировать в чем ваши проблемы. (При самостоятельных занятиях, не имея мониторинга со стороны преподавателя, целесообразно делать записи и анализировать свое исполнение). А когда вы перейдете к освоению конкретных песен, обязательно соблюдайте выше перечисленные условия. И, как вы понимаете, в начале изучения песни следует, не напевая мелодию, только проговаривать текст.
* * *
   Итак, в заключении хочется подвести черту. Из данного урока надо понять, что пение это не что иное как продленная речь. Таким образом, чтобы хорошо петь, надо в первую очередь научиться хорошо говорить. Это касается не только артикуляции. Здесь важная сама позиция голоса, которая при обычном разговоре и при пении должна быть одинакова. Поэтому старайтесь постоянно контролировать свою разговорную речь – т.е. говорить как петь. Тренировать свой аппарат необходимо ежедневно и при должном упорстве разница в позиции голоса между речью и пением будет стерта.
   Вокальная методика «пойте, как говорите» применима при исполнении музыки разных стилей. Думаю будет достаточно привести в пример несколько имен – Натали Коул, Рэй Чарльз, Стиви Уандер, Мадонна, Хулио Иглесиас и т.д. – все они осваивали данную методику. Если у вас возникло желание пополнить этот список, тогда как можно быстрей научитесь петь, как говорите, а затем говорить, как поете!


Автор статьи - Педагог по вокалу, певица Елена Ермак
Статья для журнала Music Box



2 комментария:

  1. Меня так учили. Это совершенно потрясающая методика, дающая замечательные результаты. При пении все слова звучат очень четко и интонационно выверенно.

    ОтветитьУдалить
  2. Наталья. Прежде чем Вас с этим поздравить, хотелось бы услышать как Вы поете.Может быть я не смогу разделить с Вами ваших восторгов.)).

    О музыке вообще и о вокале в частности бесполезно говорить, а тем более писать. Это нужно слышать. Уверен, мы с Вами могли бы прослушать массу исполнителей, у которых "все слова звучат очень четко и интонационно выверенно", но не все они бы Вам понравились!

    ОтветитьУдалить